Чёрный лебедь

Предлагаю вам лёгкий способ подняться на более высокую ступень развития и отдалиться от животных, насколько это возможно: для этого следует прибегнуть к денарративизации — выкинуть телевизор, сократить до минимума время чтения газет, забыть о блогах. Приучить себя «включать думалку» при принятии решений, а в особо ответственных случаях вообще вырубать Систему I (управляемую эмоциями и опытом). Научиться различать осязаемое и эмпирическое. Оградив себя от тлетворного влияния мира, вы вдобавок ещё и здоровье сохраните. Не забывайте также, насколько поверхностно наше представление о вероятности, матери всех абстрактных понятий. Вот почти и всё, что нужно делать, чтобы глубже понимать реальность. Главное же, старайтесь избегать «туннелирования».
Нассим Николас Талеб, «Чёрный лебедь»

Нассим Николас Талеб "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости" (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable) Нассим Николас Талеб "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости" (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable)

Лисёнок

Из школьного курса истории Древнего мира помню историю о спартанском мальчике, который ни с того ни с сего привязался к пойманному из озорства лисенку, носил его всюду с собой.

А ведь спартанским детям нельзя иметь домашних животных.

И вот однажды на утреннем построении мальчик, как обычно, спрятал любимое животное под одеждой, — чтобы учитель не нашел и не убил рыжего симпатягу.
А рыжий друг возьми да и начни мальчику вгрызаться в живот (проголодался). Но мальчик, будучи не простым, а спартанским, терпел до конца утренней линейки. Ни один мускул не дрогнул на его одиннадцатилетнем спартанском лице.

Люди, настойчиво и непрестанно рисующие кровь, болезнь, страдание, напоминают мне того мальчика. Здравый смысл подсказывает, что вот это вгрызающееся в живот — никакой не друг, а молодой голодный хищник, который не умеет ни любить, ни сострадать. Никакой дружбы, просто прикольный рыжий комок шерсти с очень острыми зубами. Казалось бы.

Но что-то иррациональное заставляет терпеть, чтобы сохранить лисенку жизнь.

Нет чтобы нарисовать что-то светлое, умиротворяющее — нет! Вы снова и снова возвращаетесь к крови, болезни, страданию.
Олег Пащенко, http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/business-lynch/2008/06/25/

Любовь

Любовь — это попытка человека доказать себе, что он способен думать и заботиться о ком-то другом не меньше, чем о себе самом. Любовь — это попытка человека убедить себя, что он может быть небезразличен кому-то, кроме себя самого. И с той и с другой стороны любовь — это отчаянное сопротивление осознанию собственного экзистенциального одиночества.

Поверхностный характер отношений внушает многим иллюзорную надежду, что глубину и силу чувств они могут найти в любви. Но любовь к себе и любовь к другому нераздельны; для любой культуры любовные отношения есть лишь более сильное проявление связей и отношений, превалирующих в этой культуре, так что не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен этим рыночным типом ориентации, можно вылечиться любовью.
Э. Фромм, «Человек для самого себя»

Лингвистическая загадка про друзей

A friend in need is a friend indeed. Русский вариант этой поговорки: друг познаётся в беде. Подразумевается, что только настоящий друг будет рядом с человеком, который попал в затруднительную ситуацию. Но не кажется ли вам, что грамматически в английском варианте настоящий друг именно тот, кто оказался в беде?

«Магические числа» в архитектуре

Мы подымались по крутой тропе, огибавшей гору. Вдруг аббатство встало перед нами. Меня поразила не толщина стен – такими стенами огораживались монастыри во всем христианском мире, – а громадность постройки, которая, как я узнал позже, и была Храминой. Восьмиугольное сооружение сбоку выглядело четырехугольником (совершеннейшая из фигур, отображающая стойкость и неприступность Града Божия). Южные грани возвышались над площадью аббатства, а северные росли из склона горы и отважно повисали над бездной. Снизу, с некоторых точек, казалось, будто не постройка, а сама каменная скала громоздится до неба и, не меняя ни материала, ни цвета, переходит в сторожевую башню: произведение гигантов, родственных и земле, и небу. Три пояса окон сообщали тройной ритм ее вертикали, так что, оставаясь на земле физическим квадратом, в небе здание образовывало спиритуальный треугольник. Подойдя ближе, я увидел, что на каждом углу квадратного основания стоит башня-семигранник, из семи сторон которой пять обращены вовне, так что четыре стороны большого восьмигранника превращены в четыре малых семигранника, которые снаружи представляются пятигранниками. Не может быть человек равнодушен к такому множеству священных числ, полных, каждое, тончайшего духовного смысла. Восемь – число совершенства любого квадрата, четыре – число евангелий, пять – число зон неба, семь – число даров Духа Святого. Величиной и планом Храмина походила на виденные мной позднее в южных краях Италии замок Урсино и замок Даль Монте, но была еще неприступнее, и робость охватывала всякого идущего к аббатству путника. Добро еще в то ясное утро у постройки был не такой мрачный вид, как в ненастную погоду.
Умберто Эко «Имя розы»

Выразительность мастерства

В связи с необычайной выразительностью мастерства Дункан мне вспоминается еще один эпизод.
Однажды, узнав, что её школу собирается посетить Михаил Иванович Калинин, Дункан решила показать ему свою первую работу с русскими детьми, и не только в танцах на музыку классических композиторов. И Дункан «поставила в движении» ряд русских революционных песен. Среди них была и «Варшавянка». Идея «Варшавянки» в постановке Дункан была в том, что знамя революции подхватывается из рук павших борцов новыми и новыми борцами. Для этой работы Дункан попросила принести небольшой красный флаг.
Я выдернул из никчемных «воротец» балашовской «мавританской» комнаты ореховую палку с круглым набалдашником на конце, делавшим её похожей на длинный муштабель художников, прикрепил к ней кусок красного шёлка и отнес Айседоре в студию, где шел урок с детьми. Палка легкая, но Айседора сказала:
— Не будет ли этот флаг тяжел для детей?
— Что вы говорите! — удивился я.— А как же вы в третьей части Шестой симфонии держите огромное знамя с таким тяжелым древком?..
Айседора молча, долгим взглядом посмотрела на меня и ничего не сказала при детях. Не было никакого древка, не было никакого знамени… Но сила выразительности её искусства была так велика, что я видел в её руках тяжелое древко огромного знамени, с силой раздуваемого ветром.
Илья Шнейдер

Корпоративная хронология

Заметка из архива, впервые была опубликована в октябре 2008 года.

Не могу я понять этой странной потребности компаний кричать о своём очередном дне рождения. «3 октября 2008 года студии *** исполнилось 13 лет». Осознаю, что тому, кто это пишет одинаково безразлично мое непонимание, как мне безразлично это заявление об очередном дне рождения. Ещё один любимый мною пример: «Двенадцать лет назад была написана первая строчка в коде программного комплекса ***». За гранью моего понимания, почему вся эта корпоративная хронология нарочно выставляется за пределами интранета.

Ну да ладно, такие события можно банально не замечать. Другой пример: «В честь своего X-летия магазин дарит покупателям скидки 5% на весь ассортимент». Это другой аспект проблемы. Нет необходимости искать оправдания для скидки в глазах покупателя. Со знанием про день рождения фирмы или без него — покупатель будет одинаково рад неожиданной экономии. Значит, это зачем-то нужно самой фирме.

Еще одно смешное явление — бренды, «хранящие традиции». Это все те, кто пишет почти всегда несоответствующие действительности цифры «Since ХХХХ», а также все, кто «на рынке более X лет». Самыми смешными из них выглядят те, кто на рынке пару-тройку лет или основаны в недавнем прошлом.

Одобрение

«Let’s see your Tiger and Crane style match my Eagles’s Claw».
К/ф «Убить Билла», сценарий К. Тарантино

Одобрение воспринимается людьми как несомненное признание их заслуг и положительная оценка выбранного ими решения. Более того, чем большим весом обладает человек, высказывающий одобрение, тем больше ощущение собственной значимости, ведь внимание авторитетов дорогого стоит. Если с тем, почему чужое одобрение так важно для нас, всё более-менее понятно, то зачем это нужно тем, кто его высказывает?
Читать далее Одобрение